Главная » Статьи » Советы Айболита |
Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте период формирования структуры костей ещё не завершен. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно , поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. От чего может нарушаться осанка? 1. Мебель, несоответствующая возрасту; 2. Постоянное передвижение ребёнка при ходьбе за одну и ту же руку; 3. Привычка ребёнка стоять с опорой на одну и ту же ногу; 4. Неправильная поза во время сна (« калачиком»); 5. Нарушение осанки чаще развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой; В осанке отклонения не только некрасивы эстетично, но и неблагоприятно сказываются на положение внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальное движение грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньше кислорода поступает к тканям. Ещё более важна хорошая осанка для девочки, как для будущей женщины. Очень важно следить за осанкой дошкольника 4 -5 лет и правильно воспитывать умение сидеть и стоять. На первых порах нарушения переходящие. Если ребёнок, несмотря на все ваши правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу - ортопеду или ЛФК и строго выполнять их рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить ничего не дадут, так как ребёнку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы он понял и воспроизвёл это движение. Поэтому здесь на помощь придёт гимнастика - специальные тренировочные упражнения, Упражнения между собой чередуем ( берём по 1 - 2 упражнения) чтобы не повышать нагрузку на одни и те же мышцы. Даём упражнения сложного характера, с разнообразными предметами: с мешочком на голове, групповые - с длинной гимнастической палкой, парные - с короткой гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке и т.д. Использование пособий помогает правильно выполнять движения. При проведении упражнений внимательно наблюдаем за тем. чтобы дети выполняли их без напряжения, правильно дышали, не поднимали высоко плечи, соблюдали правильность И. п., точность движений( по амплитуде, направлению, темпу). В упражнениях с подтягиванием, когда ребёнок поднимает руки вверх, следим за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращаем внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях И. п. стоя на четвереньках добиваемся, чтобы дети хорошо прогибали спину и не отпускали голову. Для воспитания хорошей осанки очень важна методика проведения О.Д.. При обучении ходьбе постоянно напоминаем детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращаем внимание на движение рук и постановку ног. Для выпрямления туловища используем ходьбу на носках с высоко поднятыми руками или с мешочком на голове. Упражнения в равновесии развивают у детей мышечное чувство. Позволяющее определять правильное положение тела. Эти упражнения просты по технике выполнения, поэтому мы их часто включаем в основную часть занятия как дополнительные. Например дети выполняют О.Д. : отбивают мяч правой и левой рукой, продвигаясь вперёд; проползают по гимнастической скамейке на спине и животе, отталкиваясь руками, и влезают по гимнастической лестнице до верха, переходят с одного пролёта на другой способствующие воспитанию правильной ходьбы, воспитывающие чувство равновесия, координацию движений, формирующие стопу и укрепляющие мышечный корсет спины. Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребёнка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стёсанном бревне. Кромка тротуара -- великолепное пособие для этого. Для профилактики плоскостопия можно использовать любую « колючую» поверхность вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а так же любые тренажёры. Для воспитания осанки учите ребёнка проползать подо что-либо ( стул, стол и т. д.) Предупредить заболевание всегда легче, чем его лечить. Поэтому мы поставили перед собой конкретную задачу - вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей. В дополнение к проводимой работе по физической культуре проводятся физкультурные паузы между занятиями по 5 - 6 минут, а после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами,. При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребёнка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому мы серьёзно продумываем содержание всех частей физкультурных занятий. Упражнения группируем так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребёнка, позволяли активизировать двигательную деятельность. Во вводную часть занятия включаем разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построение и перестроение; упражнения в прыжках и ползании, танцевальные, для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки. Регулярно в занятия включаем упражнения с мешочком на голове. Иногда практикум проведения таких упражнений и до начала физического занятия в группе. Периодически физкультурные занятия начинаются с контрольных упражнений у стены или заканчиваем ими занятия. Внимание детей при выполнении упражнений направляем на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект. Поэтому мы особенно тщательно относимся к подбору как основных движений, так и ОРУ. ОРУ планируем из разных И. п., соблюдая последовательность. 1 .Упражнения И. п. - стоя А) Для укрепления мышц рук и плечевого пояса - потягивание: поднять руки вверх и выпрямить спину, вытягивает позвоночник. Б) Укрепление плечевого пояса и спины - сведение лопаток : отведение рук в стороны или назад, прогибая спину грудная клетка расширяется. В) Увеличение подвижности позвоночника, укрепление мышц спины, живота, « мышечного корсета»: наклоны и повороты в стороны. Г) Совершенствование опорной функции ног: различные приседания. Д) развитие координации движений и воспитания правильной осанки: сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры. 2.Упажнения И. п. на четвереньках - для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища - выполняются как на месте, так и в движении. 3. Упражнения И. п. лёжа на спине и животе для укрепления мышц спины и живота - выполняются с разнообразными движениями ног и пригибанием туловища. и спускаются вниз. После выполнения этих упражнений идут по канату. Удерживая мешочек на голове. Корригирующие движения мы включаем в подвижные игры и игры-эстафеты. Так, в игру « Пятнашки» вносятся изменения : дети, спасаясь от водящего, встают на носки и поднимают руки вверх или встают к стенке и прижимаются спиной, руки отводят в стороны. В игре нельзя пятнать того, кто присядет на носках в правильной позе - спина прямая, руки согнуты в локтях, прижаты к плечам. В условиях зала трудно проводить игры большой подвижности, то мы больше проводим игры с элементами соревнования, игры - эстафеты. Игра «Переложи предмет». Участник проходит по канату с мешочком на голове боковым приставным шагом. Добегает до кегли и переставляет её в пустой обруч. Обратно возвращается прыжками на двух ногах вдоль каната, мешочек между ног. В игре основное внимание обращаем на технику выполнения движений и правильную осанку. | |
Просмотров: 1125 | |
Всего комментариев: 0 | |