Понедельник, 23.10.2017, 16:21
Приветствую Вас, Гость

    Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми с учетом принципа интеграции образовательных областей.   

 

В средней группе продолжается работа по воспитанию бережного отношения к результатам труда сверстников и взрослых. На занятиях и в повседневной жизни педагог формирует у детей представления о том, что беречь вещи, книги, игрушки — все, что сделали другие люди,- значит с уважением относиться к тому, кто трудится. Это общее положение усваивается дошкольниками постепенно, через конкретные примеры из окружающей жизни: если ты не хочешь огорчить воспитателя, маму, то постарайся не сорить, не рвать одежду, не ломать игрушки. Часто дети небрежно относятся к результатам труда сверстников. Один сложил аккуратно игрушки — другой их тут же разбросал. Не обращать внимания на такие факты нельзя, так как они характеризуют формирующиеся между детьми взаимоотношения. Правда, следует помнить, что дети пятого года жизни часто не связывают отношение к сверстнику с отношением к результату его труда. Они могут дружно играть, не обижать друг друга и вместе с тем небрежно относиться к тому, что делает товарищ. Педагог постепенно формирует у детей представления о том, что такое хорошие взаимоотношения, что значит дружить, кого можно назвать настоящим другом. В характеристику «настоящего друга» наряду с умением оказать помощь, сочувствием, умением порадовать чем-то включается и уважение к интересам и деятельности друга, бережное отношение к результатам его труда.           

Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения "непопулярного” ребенка может способствовать не только улучшению "микроклимата” вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны. С этой целью необходимо создать в детском саду условия для совместной игровой, творческой, образовательной деятельности, в которой ребёнок может проявить себя как активный деятель, партнёр, раскрыть свои индивидуальные способности, особенности своих товарищей.

Рекомендации для воспитателей

Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и. т.д. Для формирования дружеских взаимоотношений у детей рекомендуется рассматривание картин, иллюстраций, показ видеофильмов, беседы, игровые упражнения, занятия, игровые ситуации и сюжеты, ситуативные игры-истории с элементами драмати­зации, игры-драматизации, инсценировки, проектная деятельность, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. Особенно  детям нравятся  игры, развивающие общение  и  социальные навыки, такие как: Чтобы  научить  детей  строить  отношения  с  другими  людьми  уважительно  и деликатно  вести  себя  со  сверстниками,  мы  предлагали детям,  в  совместной деятельности, проблемные  ситуации,  разрешая  которые,  они  будут  овладевать определенными  социальными,  коммуникативными  навыками,  и  сюжеты  для  игр-драматизаций  различного  содержания,  такие  как: «Отнял  игрушку», «Толкнул», «Долго  качается  на  качелях,  а  другие  не  могут  дождаться  своей  очереди», «Нечаянно  разрушил  постройку  товарища»,  «В  группу при-шел  новенький»…